ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ

Первое песнопение Нового Завета: “Слава в вышних Богу и на земле мир…”, – св.Ев.от Луки(2, 14)*

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕСНОПЕНИЙ. ОСМОГЛАСИЕ.

В первые века были в основном импровизации. К 3-му веку в песнопения Церкви начали проникать светские напевы.С этим стал бороться свт.Климент Александрийский.Он говорил, что музыка не должна отвлекать от молитвы и богослужения в Церкви.Со временем предложения свт.Климента были закреплены канонически.

75-ое правило 6-го Вселенского собора гласит: “Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и усердием приносили псалмопение Богу.”

Система осмогласия была сформирована при прп. Иоанне Дамаскине, который и считается её родоначальником (8 век от Р.Х.). Хотя известно, что до него развитием осмогласия также занимался свт. Григорий Двоеслов.

Характерная особенность осмогласия в его музыкальном стиле: присущее ему живое, светлое, радостное религиозное чувство, как плод христианского благодушия, без скорби и уныния. Оно превосходно передаёт чувства: кротости, смирения, мольбы и богобоязненности.

К началу 10-го века, осмогласие завершило своё развитие в Византии и начало развиваться на Руси, с момента её Крещения(988г. от Р.Х.).

Русские с интересом начали изучать греческие распевы и музыкальные символы (знамена, крюки). В 11-ом веке стали составляться собственные напевы и службы (св. блгв. кн. мучч. Борису и Глебу и св. прп. Феодосию Киево – Печерскому). Резкое разграничение мирского от церковного, боязнь ввести новшество в Церковное пение, сдерживали музыкальное творчество русских авторов, поэтому они старались положить новые богослужебные тексты на старые знаменные распевы осмогласия. Использовался музыкальный компромисс – аранжировка. Благодаря этому появился свой русский колорит (распев), основанный на греческих мотивах.

Основа всего осмогласия – знаменный распев (путевой или столповой).

 

ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ: 1 комментарий

Добавить комментарий